рукописи не горят
«рукописи не горят» на Яндекс.Фотках

Я уже писала о коллективном разуме. А сегодня мне неожиданно пришла идея как бы развивающая ту.

Зацепилось за популярный афоризм “Рукописи не горят”. А что, если представить себе цивилизацию, где “коллективный разум”, т. е. общий банк знаний (см. заметку “О коллективном разуме“) существует и используется? Письменная речь используется представителями этой цивилизации не столько для хранения и передачи знаний, сколько для их осознания.

Бывало ли у Вас так, что какая-то идея витает бесформенным комком, поворачиваясь то одной стороной, то другой, не даваясь в руки? А стоит только сесть и начать ее описывать, как появляется четкость и логика.

Вот такую я и представляю себе цивилизацию. Знания кружатся эдаким общим облаком или роятся где-то в подсознании. А когда приходит необходимость применить что-то не очень примитивное, человеку нужно сосредоточиться и записать то, что он выудит из “общего котла”. После успешного применения эта запись уничтожается (сжигается), но ее след остается в мозгу/памяти того, кто писал и пользовался. Таким образом знание поддерживается. А если чем-то долго не пользовались, знание не поддерживается новыми записями. Те, в ком оно есть, постепенно умирают, и знание может потеряться. Так что удержание редко используемого знания немного напоминает заключительные сцены из “451 градус по Фаренгейту”.

А теперь представьте себе людей с таким натренированным мозгом, что им не нужно обязательно записывать мысли, чтобы те обрели стройность, достаточно произнести вслух. Оп-па! Вот Вам и маги!

Ну а совсем запредельная мозговая мощь – это когда даже вслух произносить не надо, нужное знание само мгновенно формулируется “про себя”, достаточно просто захотеть.

А если представить что мы – потомки той цивилизации, по какой-то причине потерявшие способность “коллективного разума”, то становится понятно, почему какая-нибудь вскользь брошенная фраза может внезапно все расставить по местам, заставляя понять доселе непонятное. Рукописи не горят! С этого началось мое умствование.

Интересное:

8 Комментариев на запись “Письменность как средство актуализации знания или “Рукописи не горят!””

  1. Светлана Бобровская
    13:54 Когда: Сентябрь 2nd, 2012

    Интересная теория. Вполне возможно, так и есть. Правда, наша деградация зашла очень далеко. Сейчас даже в процессе записи многие не в состоянии сформулировать мысль так, чтобы ее правильно поняли другие.

  2. Алла
    16:08 Когда: Сентябрь 3rd, 2012

    Теория, если честно, сыровата. Я описала работу с информацией прикладного характера. То есть, когда стоит конкретная практическая задача: построить жилище, создать оросительную систему для поля и т.п.
    А вот как бы выглядело “теоретизирование” и развлекательная литература, если она вообще возможна в такой системе работы с информацией, я пока не представляю.
    Может быть, кто поможет?

  3. Светлана Бобровская
    17:15 Когда: Сентябрь 3rd, 2012

    Мне кажется, в нормальной системе организации разумных существ не так много требуется развлекательного. Вся наша современная безудержная веселость с шутками ниже пояса это следствие того, что людей отвлекают от полезных занятий и мыслей. Научное теоретизирование скорее всего тонкий слой, расположенный очень высоко (если представить сферическую форму), и для доступа к нему индивидуум должен дорасти.

  4. Алла
    00:40 Когда: Сентябрь 4th, 2012

    Да, Светлана, про науку согласна. А литература еще под вопросом. Я однобоко выразилась, говоря развлекательная. Серьезная художественная литература тоже имеет мало общего с наукой или производством. Думаю, это мог быть единственный случай, когда письменный текст не сжигался. И если продлить предположение о нас как потомках, то все письменные источники того периода окажутся вымыслом, художественной литературой. Где-то тексты могут перекликаться с реальными историческими событиями и от этого казаться нам, потерявшим ключ к подлинной истории, заслуживающими доверие летописями.
    Хм, увы нам, если так.

  5. Светлана Бобровская
    09:10 Когда: Сентябрь 4th, 2012

    А вот любопытно: долгое время люди жил без письма, но передавали историю устно в виде сказов и песен. Ни у кого из слушателей не возникало сомнения в подлинности.Может быть потому, что сказитель был просто усилителем того, что и так, хотя бы фрагментами, люди знали. А вот письменные варианты столько раз переписывались в угоду ситуации (правителям), что верить им невозможно.

  6. Александр
    16:32 Когда: Ноябрь 29th, 2012

    Вы, невольно, создали теорию для бездарностей из “Института мозга”. Интересен комментарий Светланы. Наши предки не умели лгать, поэтому устные предания обладали элементарным свойством передачи информации. Письменные документы уничтожались всегда, любыми властями и всеми идеологиями. Целесообразности всех категорий “оправдывали” это варварство. Удивительно, но сказания народов находящихся на более низком уровне развития в настоящее время, не подвергаются анализу. Русская словесность сохранила массу мудрости предков, что не совсем понимается властью. Хотя многочисленные реформы русской письменности почти уничтожили изначальный замысел авторов.

  7. Алла
    16:12 Когда: Ноябрь 30th, 2012

    Надеюсь, в “Институте мозга” смогут ее с пользой для нас всех применить, если когда-либо о ней услышат :)
    По моим тощим сведениям, наиболее масштабно письменные документы уничтожались после периодов длительного и кропотливого их собирания и накапливания (сожжение библиотек). А ведь интересные выводы можно сделать, анализируя описание одного и того же события у разных авторов.

  8. Александр
    10:12 Когда: Декабрь 4th, 2012

    Не надейтесь. В “Институте мозга” способны только препарировать мозг, мыслить там не могут.Папа Бехтерев был ученым, его дочурка Наталья, увы, была бездарностью, сын Натуси просто использует имя деда для собственного существования за счет государства. Сожжением письменных документов занимались все и всегда. Это внедрение собственной идеологии и одурачивание народов. Благо, что обиходный язык “сжечь” гораздо труднее, хотя сжигание осуществляется посредством системы воспитания и образования, всех уровней обучения. Некоторые слова русского языка содержат ответы на целые области научных исследований. Но опять, это никому не интересно. Ведь “ученым” придется расстаться с кафедрами, кабинетами, званиями и академическими окладами. Придется взять в руки инструменты и добывать себе хлеб насущный. Вы правы, сравнительный анализ является дорогой к истине. Но что еще важнее, это дорога к абстрактно – аналитическому мышлению, которое позволяет проникнуть в глубины всего сущего.

Место для комментирования:



Перед отправкой формы:
Human test by Not Captcha

Subscribe without commenting