Что бы почитать...«Что бы почитать…» на Яндекс.Фотках

К написанию данного опуса подтолкнула запись автора REMEUR “О образовании

Слово “образование” хоть и считается некоторыми учеными калькой с немецкого языка, имеет собственный неповторимый колорит. Это создание, но создание по образу. Короче говоря, штамповка одинаковых деталей по образцу. Поэтому образование происходит в “образовательных учреждениях”, т. е. школах, колледжах, ВУЗах, и носит массовый характер.

У кого-то еще остались вопросы, почему реформы образования, направленные на создание творческих личностей заведомо провальны?

А вот воспитать творческую личность можно попробовать, только это уже поле культуры, а не образования, и работа, скорее всего, штучная.

Но вернемся к образованию. Давайте сравним русское слово с аналогами из языков тех народов, на которые мы вечно равняемся. Немецкий язык как центрально европейский и американский английский.

Немецкий: Bildung (f) – 1. образование, формирование, возникновение 2. образование, организация, составление, создание, учреждение 3. образование, просвещение, обучение; воспитание 4. форма, очертание

Ausbildung (f) – 1. обучение, подготовка 2. образование, подготовка (как результат обучения) 3. развитие, совершенствование 4. образование, формирование

Английский: education - 1. образование, просвещение, обучение 2. воспитание, развитие (характера, способностей) 3. культура, образованность 4. дрессировка, обучение (животных)

Толковый словарь английского языка приводит только 2 значения этого слова: то, чем занимаются в школах, колледжах и университетах, плюс связанная с этим политика и организация; процесс предоставления информации о чем-то важном.

Что ж, приведённая выше информация наглядно показывает, что попытки мыслить по-европейски, по-американски или еще как-то не по-русски приводят на русской земле в лучшем случае к анекдоту, а в худшем к развалу и разрухе. Все таки, разруха действительно начинается с головы.

REMEUR просила дать определение понятия образованность или сказать, кого считать образованным. На основании значения слова “образование” можно утверждать, что образованность определяется государственным стандартом, а образованный человек – это человек. обладающий всеми необходимыми знаниями и умениями, чтобы выполнять функции, возложенные на него государством.

PS: Были использованы словари:

  1. Большой русско-немецкий словарь / Под ред. К. Лейна. – 16-е изд., стереотип. – М.: Рус. яз., 2002
  2. Большой немецко-русский словарь. – 10-е изд., стереотип. – М.: Рус. яз., 2003
  3. Мюллер В. К. Англо-русский словарь: 53000 слов – 22 изд., стереотип. – М.: Рус. яз., 1988
  4. Русско-английский словарь: более 160000 слов и выражений. С приложением кратких сведений по английской грамматике и орфоэпии, сост. А. И. Смирницким / Сост. О. С. Ахманова, З. С. Выгодская, Т. П. Горбунова и др. Под общ. рук. А. И. Смирницкого – 19-е изд., стер.  – М.: Рус. яз., 1997
  5. Macmilan English Dictionary for Advanced Learners. International Student Edition 2002

Интересное:

9 Комментариев на запись “Про образование”

  1. REMEUR
    14:50 Когда: Май 17th, 2012

    Алла,при всё моём большом уважении к вам,а я читаю ваши статьи и даже кое что брала на вооружение,это объяснение получилось сухим,не объёмным что ли.Может потому,что “на основании”. Человек ведь существо социальное.А социум это не только жизнь в государстве и для него,есть,семья,друзья личное окружение.И здесь куда важнее быть образованным.Не согласны?

  2. Алла
    14:58 Когда: Май 17th, 2012

    Ну почему же, все в порядке. Просто лично для Вас пока неприемлемо понимание образованного человека как идеального винтика. Я и сама несколько ошарашена собственными выводами, но чем больше об этом думаю, тем больше убеждаюсь в их справедливости. Вспомните, когда-то было просвещение и просвещенные умы, а потом наступило образование.
    А социальное проступает в культуре. Кого назвать культурным человеком?

  3. REMEUR
    15:07 Когда: Май 17th, 2012

    Если родители не образованы,а только культурны,то они могут научить ребёнка правилам поведения,а вот открыть многогранность мира …увы….Тогда будем искать виноватых учителей.

  4. Алла
    12:22 Когда: Май 21st, 2012

    Пожалуй, многогранность мира уже из области эрудиции, нет?

  5. Александр
    11:59 Когда: Декабрь 5th, 2012

    Из всех приведенных значений, наиболее приемлемым является – формирование, формирование личности человека. Независимо от отношения читателя к религиям и к первоисточникам религий, напомню, что Бог сотворил человека только по Своему образу, хотя планировалось сотворение по образу и подобию. Если принимать Бога как эталон вида жизни – человек разумный, внешнее сходство с эталоном не означает внутреннее подобие идеалу. Разумность, вот важнейшее определение вида жизни и основная характеристика причастности к этому виду.Формированием человека, созданием подобия эталону и занимается образование (должно заниматься). Можно сопоставлять значения термина с аналогами в иных языках, но в каждой стране могут существовать различные задачи у системы образования. Может следует знать значение слова – понятия применительно к русскому языку, к русскому народу или к носителям языковой культуры? Образование – образ чего? Сразу напрашивается аналогия с русскими именами Иван и Ваня. Совпадение? НЕТ! Долго объяснять и приводить доказательства по этому поводу. ВАН – человек, как МАН или МЕН в известных языках. Здесь можно добавить АДАМ из казахского языка, взятого далеко не из Корана а из Библии. Не углубляясь в дебри словообразования и значения отдельных букв,приведу немного несуразное, но отвечающее смыслу, значение слова – образование. ОБРАЗ ПРОСТРАНСТВА ЧЕЛОВЕКА ДВИЖУЩИЙ ЖИЗНЬ, где результатом является совершенство, достижение идеала. Чем мы заполняем пространство человека – обучающегося, зависит от нас. Станет ли ученик подобием Бога, подобием эталона вида жизни, при наполнении его сознания гипотезами, теориями и идеологиями, большой вопрос. Реальность свидетельствует об обратном процессе. Отсутствие знаний родного языка означает только одно – вымирание народа, носителя языковой культуры. Стыд и позор всем нам и в особенности псевдоученым узурпировавшим обязанность управлять великим языком.

  6. Алла
    16:27 Когда: Декабрь 6th, 2012

    Александр, я хорошо понимаю, что и Вам и множеству других моих читателей будет трудно согласиться с моей интерпретацией значения слова “образование”. Но именно в Вас мне бы очень хотелось найти понимание. Для Вас образы русского языка не пустой звук, верно? Все дело в том, что они многомерные, живые, текучие, изменчивые, как сам наш язык. Да, определение исходных образов прошлого – это важно, очень помогает в дальнейшем погружении в образную систему, но зацикливаться на них не стоит.
    Вы не единожды горевали о том, как часто и беЗсмысленно был реформирован наш литературный языковой эталон. Думаю, не обошлось и без смещения образов. Так что моя интерпретация слова отражает его современную образность, не претендуя ни в коем разе на глубинные исторические смыслы. Я лишь сняла то, что лежит на поверхности и согласуется с общественным устройством сегодняшнего дня. А сегодня образование – это штамповка винтиков. Или Вы с этим наблюдением не согласны?

  7. Александр
    10:10 Когда: Декабрь 7th, 2012

    Я не претендую на роль очередного реформатора языка. Это почти невозможно и уж точно ненужно. Возможно даже то, что уродование языка является своеобразным экзаменом для пользователей, причем персональным экзаменом. Строем или стадом идут только на бойню, все остальное персонально, личностно. Мои исследования письменности являются дополнением к исследованию происхождения человека. Одно время так увлекся, что начал залезать в дебри словесности всех языков. Это своеобразное хобби, занимательное, полезное и дополняющее знание о мире. И о винтиках. Винтики и гвоздики необходимы современному обществу, современным идеологиям. Бороться с этим невозможно, не обрекая себя на каторгу и душевные муки. Что делать с образованием, я не знаю. Видимо следует дать ребенку фундамент из общечеловеческих ценностей и объяснить причины политических влияний на систему образования. Впрочем это Ваше поле деятельности. Хорошо то, что остались еще неравнодушные люди, педагоги тем более. Извините за пафос, но Вы своеобразный “Данко”.

  8. Алла
    13:31 Когда: Декабрь 7th, 2012

    Лестно, Александр, и пафоса тут нет. Вот только участи Данко хотелось бы избежать.

  9. Алла
    17:22 Когда: Январь 6th, 2013

    я хочу привести цитату, которая подтверждает мои выводы.
    http://stud.wmxufa.ru/balaban-m-a/

Место для комментирования:



Перед отправкой формы:
Human test by Not Captcha

Subscribe without commenting