...а Лара писала буквы...
«…а Лара писала буквы…» на Яндекс.Фотках

Я хочу поразмышлять над вопросом, поднятым в моей предыдущей записи. Почему бы школьники вдруг начали на уроках русского языка разбирать слова по-задорновски?

Для меня в свое время разбор слова по составу и поиск корня слова был мукой. Словарный запас для того возраста был достаточно разнообразным, читала я много. Но на уроках, все равно, мучилась. Легче всего было с теми корнями, чередования в которых закреплены правилами, например раст-ращ-рос или лаг-лож. А в остальных случаях приходилось подбирать до полдюжины однокоренных слов, так что иногда только одна буква общая оставалась. Логику всего этого я не понимаю до сих пор.

Вернее, только сейчас начинаю понемногу понимать. Анализ и синтез – основные научные методы, пропагандируемые в школе. Для разбора слова по составу детей учат его анализировать, то есть отбрасывать его части одну за другой, пока не останется нечто неделимое, что и будет корнем.

Хороший метод. Жаль, что не всегда работает. А не работает он потому, что многие корни являются сложными, составными, сами по себе. Я не имею в виду такие слова как “трубопровод” или “автомастерская”. Я говорю о тех словах, которые образовались по тем же или похожим принципам, но гораздо раньше. Настолько раньше, что мы уже несколько поколений назад начали воспринимать их как целое, не пытаясь раскладывать на части. Возможно, уже и некоторые части сами по себе вышли из языкового обращения, и остался лишь их след в древнем составном слове.

Логично звучит? Для меня – вполне. И это нисколько не противоречит тому, чему нас учат в школе. Если восстановить утерянные части, можно продолжать анализировать, и все встает на свои места, становится понятным.

Дети – лучшие ученые. Их не нужно пичкать правилами и закономерностями. Они сами их найдут и выведут, если дать им исходный материал. А мы, взрослые, склонны замалчивать и ограничивать этот материал, подменяя его правилами, которые, образно говоря, “висят в воздухе”. Потому то детям и сложно их усвоить, сложно понять, а потому сложно запомнить и тем более использовать.

Так что, когда дядя Задорнов рассказывает им про слог РА, у которого, оказывается, есть собственный смысл, дети хватаются за эту соломинку. Они жадно впитывают недостающие данные. Что удивляться, что они хотят ими пользоваться? И нет смысла обвинять юмориста-сатирика. Он – зеркало нашей жизни и вовсе не претендует на научную степень.

Давайте лучше изменим нашу однобокую школьную систему так, чтобы детям было достаточно интересных данных и они сами могли отличить шутку и игру словами от всего остального.

Русский язык действительно богат и могуч своими образами. Пусть даже наша азбука была сокращена и лишена образов, но традиции устной, звучащей речи живы, как жива душа народа. И нет у нас врагов, кроме собственной лени и безразличия.

Интересное:

  • наверняка найдется в той же рубрике

3 Комментариев на запись “Русский язык для школьника”

  1. Александр Вятский
    19:42 Когда: Май 2nd, 2010

    Дай Вам Бог, Алла, терпения в этом и интересных находок в плане преподавательской методики. Подобный энтузиазм и душевное отношение меняют путь застоявшихся течений. Для меня эта тема очень болезненна, т.к. я воочию наблюдаю как повседневный язык почти переплыл в банальную феню. И с каждым годом он становится всё более изуродованным и убогим. В этом я виню прежде всего изменение менталитета. А уроки русского языка воспринимаются на этом фоне к сожалению (как правило) как тяжёлая повинность, но никак не живая альтернатива. Подобное Вашему отношение, возможно и в состоянии что-то переменить.Вы закончили пост тем, что традиции устной речи живы, как душа народа. Может быть… Но то, что опасно больны – несомненно. И застойное преподавание языка – только малая частица в общем процессе деградации. Надежда видимо здесь на таких как Вы. Людей любящих своё дело и болеющих за него.

  2. Александр Вятский
    20:38 Когда: Май 2nd, 2010

    http://www.proza.ru/2010/04/26/505
    Совершенно случайно сегодня натолкнулся. Видимо случайностей не бывает.

  3. Алла
    23:06 Когда: Май 2nd, 2010

    Спасибо, Александр!
    Я нередко встречаю на блогах такие крики души, как этот. Материал под ссылкой особенно сильно перекликается с тем, что я писала в Змее Тырыныче. Там у меня целая серия статей про грамотность.

Место для комментирования:



Перед отправкой формы:
Human test by Not Captcha

Subscribe without commenting